Организация питания

    foto В детском саду организовано 4 разовое питание детей – завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник, согласно разработанному 10-дневному меню для детей от 1,6 до 7 лет. Продукты, включенные в рацион питания детей, позволяют удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии, обеспечивают организм всеми необходимыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д.), что является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. Ежедневно в детский сад поступают свежие продукты с сопутствующими документами согласно санитарным нормам. 

Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной бракеражной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения. Ведется вся документация по организации питания. Ежедневно ведется контроль за закладкой основных продуктов на пищеблоке, осуществляется контроль за сроками реализации и правильностью их хранения. Пищеблок полностью оснащен необходимым оборудованием. 

Выдача готовой пищи с пищеблока и приём пищи в группе осуществляется согласно режиму дня и графику выдачи пищи. Перед раздачей пищи в группы старшая медицинская сестра снимает пробу. 

С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей в ДОУ соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049 - 13. Питание организовано в соответствии с единым типовым рационом питания для детских дошкольных учреждений.                      

  Таблица № 1. Нормы физиологических потребностей в энергии и  пищевых веществах для детей  возрастных групп. 

 foto

Показатели (в сутки)

0-3 мес.

4-6 мес.

7-12 мес.

1-2 г.

От 2 до 3 лет

3-7 лет

Энергия (ккал)

115

115

110

1200

1400

1800

Белок, г

-

-

-

36

42

54

в т.ч. животный(%)

-

-

-

-

70

65

г/кг массы тела

2,2

2,6

2,9

-

-

-

Жиры, г

6,5

6

5,5

40

47

60 

Углеводы, г

13

13

13

174

203

261 

Таблица № 2. Примерные возрастные объёмы порций для детей. 

Наименование блюд

 

Вес (масса) в граммах

От 1 года до 3-х лет

От 3-х до 7-ми лет

1-й завтрак

Каша/ овощное блюдо

120-200

200-250

Яичное блюдо

40-80

80-100

Творожное блюдо

70-120

120-150

Мясное, рыбное блюдо

50-70

70-80

Салат овощной

30-45

60

Напиток (какао, чай, молоко и т.п.)

150-180

180-200

2-й завтрак

Свежие фрукты/соки

108/100

114/100

Обед

Салат/ закуска

50

60

Первое блюдо

150-200

250

Блюдо из мяса/рыбы/ птицы

50-70

70-80

Гарнир

100-150

150-180

Третье блюдо (напиток)

150-180

180-200

Полдник

Кефир/молоко

150-180

180-200

Булочка/выпечка/печенье/вафли

60

70

Блюдо из творога/круп/овощей

80-150

150-180

Ужин

Овощное блюдо/каша

120-200

200-250

Творожное блюдо

70-120

120-150

Напиток

150-180

180-200

Свежие фрукты

40-75

75-100

Хлеб на весь день

Пшеничный

70

100

Ржаной

40

50 

 

                   Таблица № 3. Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях (г. мл. на 1 ребёнка) 

Наименование пищевых продуктов или группы пищевых продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей

в г., мл., брутто

в г., мл., нетто

1-3года

3-7 лет

1-3года

3-7лет

Молоко с м.д.ж. 2,5-3,2%, в т.ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5-3,2%

390

450

390

450

Творог, творожные изделия для детского питания с м.д.ж. не более 9% и кислотностью не более 150Т

30

40

30

40

Сметана с м.д.ж. не более 15%

9

11

9

11

Сыр неострых сортов твёрдый и мягкий

4,3

6,4

4

6

Мясо (1 кат. бескостная/говядина 1 кат. на костях)

55/68

60,5/75

50

55

Птица (куры 1 кат.потр./цыплята —бройлеры 1 кат.потр./индейка 1 кат.потр.)

23/23/22

27/27/26

20

24

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или малосолёное

37

39

32

37

Колбасные изделия для питания дошкольников

5

7

4,9

6,9

Яйцо куриное диетическое

0,5 вольта.

0,6 шт.

20

24

Картофель: с 01.09 по 31.10

160

187

120

140

по 31.10 31.12

172

200

120

140

по 31.12 28.02

185

215

120

140

с 29.02 по 01.09

200

234

120

140

Овощи, зелень

256

325

205

260

Фрукты (плоды) свежие

108

114

95

100

Фрукты (плоды) сухие

9

11

9

11

Соки фруктовые (овощные)

100

100

100

100

Напитки витаминизированные (готовый напиток)

-

50

-

50

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

40

50

40

50

Хлеб пшеничный или хлеб зерновой

70

100

70

100

Крупы (злаки), бобовые

30

43

30

43

Макаронные изделия группы А

8

12

8

12

Мука пшеничная хлебопекарная

25

29

25

29

Мука картофельная (крахмал)

3

3

3

3

Масло коровье сладкосливочное

22

26

22

26

Масло растительное

9

11

9

11

Кондитерские изделия

7

20

7

20

Чай, включая фиточай

0,5

0,6

0,5

0,6

Какао-порошок

0,5

0,6

0,5

0,6

Кофейный напиток злаковый (суррогатный), в т.ч. из цикория

1,0

1,2

1,0

1,2

Дрожжи хлебопекарные

0,4

0,5

0,4

0,5

Сахар

37

47

37

47

Соль пищевая поваренная

4

6

4

6

foto Говоря об организации питания детей в детском саду, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

    Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

         В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, первое время воспитатель будет кормить его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае его не будут кормить насильно. Иначе это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

         Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости в детском саду проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. 

Алгоритм организации процесса кормления

         Выделение постоянного места за столом: ребенку должно быть удобно сидеть, он должен свободно пользоваться посудой и столовыми приборами

  1. Посуда, которой пользуется ребенок, должна быть удобной и устойчивой, соответствовать объемам порций
  2. К началу кормления ребенок не должен быть раздраженным и утомленным
  3. За 20-30 минут до еды ребенка надо вернуть с прогулки, отвлечь от игры, переключить его внимание на подготовку к принятию пищи – вымыть руки, помочь накрыть на стол, говорить о предстоящей трапезе, хорошем виде и вкусе пищи, таким образом создать определенный «настрой»
  4. Пища, которая подается ребенку, должна быть умеренно горячей, иметь привлекательный вид.

Чего делать нельзя

  • Кормить насильственно
  • Кормить с развлечениями, уговорами, т.к. у ребенка возникает отрицательный рефлекс на любую еду, который подчас закрепляется на долгое время
  • Кормить раздраженного или утомленного ребенка, необходимо успокоить его, прежде чем посадить за стол.
  • Избегать перед едой сильных впечатлений, играть в шумные игры, т.к. это может затормозить выработку пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

Рекомендации к организации детского питания 
в домашних условиях в выходные дни

ЗАВТРАК
         На завтрак можно приготовить омлет, яйцо всмятку или какую-либо молочную кашу. Наиболее полезны каши из гречневой и овсяной крупы, а не традиционная манная. Особенно хорошо сочетать крупы с овощами или фруктами. Например, готовить каши с морковью, яблоками, тыквой. Менее полезны макаронные изделия, перегруженные углеводами и лишенные витаминов. Их лучше сочетать с творогом, яйцом, сосиской, сарделькой. Довольно быстро готовится рыба (отварная, жареная), к тому же она достаточно полезна и легко переваривается.

      foto   На завтрак рекомендуется давать злаковый кофе на половинном или цельном молоке, чай с молоком, молоко.      Натуральный кофе и какао не рекомендуются, так как эти продукты часто вызывают аллергические реакции.

ОБЕД

     На обед в качестве закуски лучше всего давать какой-нибудь салат из сырых овощей, заправленных растительным маслом, например, тертую морковь, свежую или квашеную капусту с зеленым или репчатым луком, свежие или соленые огурцы, помидоры, редис, редьку и др. Можно давать отварную свеклу, винегрет. Для возбуждения аппетита очень хорошо предложить ребенку кусочек селедки, кильку, соленую салаку и т.п.

         Первые блюда могут быть представлены любыми супами, бульонами, борщами, как мясными, рыбными, так и вегетарианскими. Летом хорошо приготовить холодные первые блюда – окрошку, холодный борщ, свекольник, фруктовый суп.                          

        На второе рекомендуются в основном блюда из мяса (говядины, телятины, нежирной свинины, баранины, кролика), курицы, рыбы. Очень полезны субпродукты (печень, мозги, сердце, язык, легкие, вымя, желудок, почки). Эти продукты являются достаточно богатыми источниками полноценного животного белка и минеральных веществ, особенно железа. Из них можно готовить рагу, суфле, котлеты, оладьи. В качестве гарниров ко вторым блюдам желательно чаще использовать овощи (в виде пюре, в поджаренном или отварном виде). В качестве второго блюда детям готовят так же запеканки из мясных продуктов с овощами (чаще всего картофелем), крупами или макаронными изделиями.             foto

         Закончить обед лучше всего таким полноценным напитком как фруктовый, ягодный или овощной сок. Можно приготовить компот или кисель из свежих фруктов или ягод, а при их отсутствии – из сухих или консервированных фруктов (ягод); дать отвар шиповника, что гораздо полезнее, чем сладкий чай.

ПОЛДНИК
         Полдник для ребенка раннего и дошкольного возраста может состоять просто из стакана кефира (простокваши, ряженки, ацидофилина или молока) с какой-нибудь булочкой, ватрушкой или кондитерским изделием (печеньем, сухариками, вафлями), или дать малышу кусочек слегка поджаренного хлеба. Очень хорошо дополнить такой полдник свежими фруктами или ягодами, но можно дать просто сырую морковку, репу или кусочек запеченной тыквы (кабачка).

fotoУЖИН

    Ужин ребенка готовят из такого же набора блюд (кроме мясных), которые рекомендуются на завтрак. Однако надо принять за правило - если на завтрак была каша или макаронные изделия, то на ужин надо дать овощное блюдо. Это может быть любая овощная запеканка, винегрет, тушеные овощи.

          В качестве питья на ужин лучше всего дать кефир или молоко, но можно также дать чай с молоком, компот, кисель, просто чай с сахаром или вареньем, отвар шиповника. Если ужин был ранним, то непосредственно перед сном ребенку можно дать стакан кефира или молока с кусочком хлеба, печеньем, сухариком.

 

Примерное 10- ти дневное меню для детей от 1,6 до 3 лет

Примерное 10- ти дневное меню для детей от 3 до 7 лет

 

На любви к детям держится мир!

twittergallerycontact